Четверг, 26.04.2018, 22:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная  |  Мой профиль |  Выход  Пользовательское соглашение | Правило публикации материалов  | 
Железо

 

Меню сайта

Реклама

Навигация
Технология металлов
и других конструкционных материалов
Черный хлеб металлургии
Защита нефтяных резервуаров от коррозии
Конструкция железнодорожного пути
и его содержание
Путь в космос
Метеоритные кратеры на Земле
В мире застывших звуков
Рентгенотехника
Наука и техника
Термодинамика
Ручная ковка
Юмор

Реклама

Форма входа

Статистика сайта
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Сегодня были:



Главная » Статьи » В мире застывших звуков

Комбинированная запись

 Теперь несколько слов о специфических особенностях стереофонических записей. Ранее мы говорили, что стереофоническое звучание в отличие от монофонического позволяет определить местоположение кажущихся источников звука в пространстве, выделить звучание отдельных источников в сложном звуке и более правильно передать «акустическую атмосферу» помещения. Чтобы реализовать эти возможности стереофонической программы, запись должна сохранить все тонкости режиссуры, иметь четкое разграничение между каналами и повторять соотношение между уровнями сигнала в каждом канале, выбранное звукорежиссером. 

 Наиболее просто удовлетворить этим требованиям при перезаписи стереофонической программы удается лишь в том случае, когда стереофонический магнитофон, на котором будет производиться запись, имеет один индикатор уровня записи. В этом случае, как мы уже говорили, индикатор показывает максимальный уровень в любом из каналов, где он в данный момент времени наибольший. Поэтому достаточно на таком магнитофоне установить уровень записи по наибольшим показаниям индикатора, и все тонкости стереофонической программы будут сохранены. 

 Другое дело, когда стереофонический магнитофон (например, «Юпитер-202-Стерео») имеет раздельные индикаторы уровня записи по каналам и соответственно им раздельные регуляторы уровня записи. Если в этом случае поступать так же, как при монофонической записи, то есть поддерживать в обоих каналах одинаковый уровень записи, близкий к максимальному, то стереофоническая запись будет нарушена, а звуковая «картина» исказится. Вряд ли поможет и одинаковая установка (по отметкам или углу поворота) ручек регуляторов уровня записи, так как характеристики переменных резисторов могут различаться между собой до 20%. Чтобы и в этом случае получить стереофоническую запись с сохранением первоначального звучания, нужно произвести регулировку уровня записи до начала перезаписи и в процессе записи ее уже больше не трогать. Покажем на примере, как правильно сделать такую предварительную регулировку. 

 Допустим, требуется осуществить перезапись стереофонической граммофонной пластинки с электрофона «Аккорд-101-Стерео» на магнитофон «Юпитер-202-Стерео». Магнитофон включают в режим стереофонической записи от радиоприемника. Гнездо «Магнитофон-усилитель» электрофона соединяют шнуром с гнездом «Приемник» магнитофона. Включают электрофон на монофоническое воспроизведение граммофонной пластинки и при неподвижной магнитной ленте так регулируют уровень записи, чтобы оба индикатора показывали одинаковый уровень. Кроме этого, стрелки обоих индикаторов на самых громких звуках граммофонной пластинки должны немного не доходить (на 1 - 2 дБ) до положения максимального уровня записи. Затем, переключив электрофон на стереофоническое воспроизведение, производят перезапись граммофонной пластинки, не трогая ручек регуляторов уровня записи и не обращая внимания на показания индикаторов, которые в отдельные моменты перезаписи могут показывать совершенно различный уровень в каналах. 

 Аналогично поступают и при перезаписи с электропроигрывателя или другого магнитофона. Правда, здесь нет возможности переходить с монофонического воспроизведения на стереофоническое. Тогда нужно соединить между собой выводы обеих систем звукоснимателя или каналов магнитофона, сохраняя полярность, и в этом положении произвести первоначальную регулировку магнитофона, на котором будет производиться запись. Если и этого сделать нельзя, то для регулировки магнитофона нужно воспользоваться аналогичной по звучанию монофонической граммофонной пластинкой или монофоническим магнитофильмом, записанным на всю ширину магнитной ленты. В последних случаях сигнал для записи нужно подавать на вход для подключения звукоснимателя к магнитофону. 

 Записи, о которых мы рассказали, можно назвать одинарными или простыми. Они состоят из одной какой-либо записи музыки или речи. Но существуют еще и сложные, или комбинированные, записи, которые обычно состоят из основной записи (например, дикторского текста) и фоновой записи (музыки, шумов и т. п.). 

 Простейший способ комбинированной записи - это наложение новой записи на ранее сделанную. Как получается такая запись, мы уже говорили. Однако исключить действие стирающей магнитной головки можно и другим путем - путем введения экрана между магнитной головкой и магнитной лентой, как это показано на рис. 45. Экран изготовляют из листовой стали или пермаллоя толщиной 1 - 1,5 миллиметра. Длину заготовки выбирают с таким расчетом, чтобы экран охватывал боковые поверхности стирающей магнитной головки не менее чем на 5 миллиметров. Он должен свободно надеваться на головку и не смещаться при движении магнитной ленты. А чтобы не повредить рабочую поверхность магнитной головки и магнитной ленты, внутреннюю поверхность экрана нужно оклеить мягкой тканью, а наружную - тщательно заполировать. 

 При производстве комбинированной записи с наложением сперва записывают, как обычно, музыку или шумы, составляющие фон, а при повторной записи - речь. Основная трудность при записи с наложением - невозможность контроля и коррекции фонограммы в процессе записи. Поэтому приходится тщательно размечать фонограмму по времени и строго выдерживать режимы записи. Но это не единственная трудность. Во время повторной записи под действием тока подмагничивания универсальной магнитной головки первоначально сделанная запись подстирается и ее уровень ослабляется. Это всегда нужно учитывать при выборе уровня записи фоновой фонограммы, К слову сказать, если комбинированная запись состоит из дикторского текста на фоне музыки, то уровень громкости фоновой записи должен быть в несколько раз меньше уровня звучания основной записи. В противном случае разборчивость речи ухудшается. Лучшее соотношение уровней громкости основной и фоновой записи подбирают опытным путем в каждом конкретном случае. 

 Метод производства комбинированных записей с наложением не позволяет плавно и одновременно изменять уровни громкости основной и фоновой записи, а в случае отключения стирающей магнитной головки электрическим путем - моменты включения и отключения головки могут затем прослушиваться как щелчки, что не позволяет часто пользоваться таким выключателем. 

 Другой способ производства комбинированных записей- с помощью микшерского пульта - свободен от указанных выше недостатков. Микшерским пультом (или просто микшером) называется устройство, позволяющее при записи регулировать уровни входных напряжений и смешивать их между собой в различных соотношениях. Микшерский пульт, включаемый между источником звукового напряжения и магнитофоном, позволяет регулировать уровень сигнала от каждого источника в отдельности, а иногда и уровень суммарного (смешанного) сигнала. В этом его основное достоинство. Некоторые виды комбинированных записей, особенно стереофонических, без микшерского пульта сделать почти невозможно. 

 Микшерский пульт может быть пассивным или активным. Пассивный микшерский пульт только ослабляет уровни входных сигналов. Зато он наиболее прост по схеме, не требует дефицитных деталей и может быть изготовлен в домашних условиях буквально за несколько часов. Такой пульт обычно подключают к входу «Микрофон» магнитофона. Поэтому пульт должен быть тщательно экранирован. 

 Наиболее часто пассивный микшерский пульт используют для регулирования напряжения от микрофона и звукоснимателя (или другого магнитофона). Делать такой микшерский пульт на большее число входов нецелесообразно, так как даже при двух источниках звукового напряжения уровень сигнала от микрофона ослабляется примерно в три раза. В связи с этим магнитофон, на котором производится комбинированная запись, должен иметь запас чувствительности со входа «Микрофон». 


Рис. 46. Электрическая схема простейшего монофонического пассивного микшерского пульта

 Схема простейшего микшерского пульта показана на рис. 46. Его Вход ! предназначен для подключения низкоомного микрофона, звукоснимателя или линейного выхода магнитофона, а Вход 2 - только для подключения звукоснимателя или линейного выхода еще одного магнитофона. Выход микшерского пульта соединяют со входом «Микрофон» магнитофона, на котором будет производиться комбинированная запись. Уровни сигналов от Входа 1 и Входа 2 регулируют переменными резисторами Р3 и Р4 соответственно. 

 Комбинированная запись с помощью микшерского пульта дает широкие возможности получения самых сложных фонограмм, но вместе с тем требует творческого подхода, умения правильно выбирать уровни сигналов от источников звукового напряжения. Научиться этому довольно легко. И проще всего это сделать практически. Поэтому давайте на практических примерах познакомимся с приемами работы и правилами производства комбинированных записей. 

 Прежде всего рассмотрим возможности микшерского пульта. На рис. 47 графически изображены несколько вариантов получения комбинированных записей с различным соотношением уровней громкости речи и музыки. Заранее оговоримся, что эти варианты - наиболее простые, но ими чаще других пользуются любители комбинированных записей и, кроме того, они очень наглядны. 

 На верхнем рисунке слева показан случай, когда речь и музыка записаны с одинаковым уровнем громкости. Такая запись допустима, например, для дополнительной записи голоса при составлении дуэта. Однако при записи дикторского текста и музыкального сопровождения одинаковых уровней громкости, как мы уже говорили, следует избегать. Этот вариант записи иллюстрирован рисунком вверху справа. На средних рисунках показаны два варианта комбинированной записи речи и музыки, когда во время пауз речи музыка слышна с полной громкостью, а во время звучания речи - ослабляется. Однако в первом случае (рисунок слева) резкое изменение уровня громкости музыкального сопровождения неприятно действует на слух, и такой записи следует избегать. Наоборот, плавные изменения громкости звучания музыки более приятны для слухового восприятия и создают естественность звучания комбинированной записи. На нижнем рисунке слева показан плавный переход от речи к музыке, когда сигнал первого источника постепенно затихает, а в это время сигнал другого источника, наоборот, возрастает от минимума до полной громкости. И, наконец, еще один вариант, иллюстрируемый нижним рисунком справа, показывает случай, когда звучание речи от полной громкости постепенно сводится к минимуму и только после этого звучание музыки постепенно возрастает от минимума до полной громкости. 

 Приведенные примеры, конечно, не исчерпывают всех возможностей получения комбинированных записей с помощью микшерского пульта. Для производства сложных комбинированных записей, в состав которых входили бы речь, музыка и шумовое оформление, нужен микшерский пульт с большим числом входов, рассчитанный на одновременное подключение трех - пяти источников звукового напряжения. Но примерно такие же комбинированные записи можно получить и с простым микшерским пультом путем последовательной перезаписи фонограмм. Этот способ, правда, более трудоемок и для получения хороших результатов требует определенных навыков. 





Категория: В мире застывших звуков | Добавил: Talabas07 (08.03.2015)
Просмотров: 1218 | Рейтинг: 0.0/0


Ags-metalgroup © 2018