Вторник, 24.04.2018, 03:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная  |  Мой профиль |  Выход  Пользовательское соглашение | Правило публикации материалов  | 
Железо

 

Меню сайта

Реклама

Навигация
Технология металлов
и других конструкционных материалов
Черный хлеб металлургии
Защита нефтяных резервуаров от коррозии
Конструкция железнодорожного пути
и его содержание
Путь в космос
Метеоритные кратеры на Земле
В мире застывших звуков
Рентгенотехника
Наука и техника
Термодинамика
Ручная ковка
Юмор

Реклама

Форма входа

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были:



Главная » Статьи » Наука и техника

Переворот, который совершил механик Модсли

 Модсли жил на рубеже 18 и 19 веков. Он всегда считал себя добропорядочным гражданином, верным подданным короля и никогда не имел ничего общего с бунтовщиками. Больше всего на свете Генри гордился тем, что стал мастером задолго до истечения обязательного семилетнего срока ученичества. 

 Представляю, как удивился бы Модсли, услышав, что его имя войдет в историю... 

 Мастера-слесари, признавшие молодого механика равным себе, не ошиблись. Генри оказался незаурядным изобретателем и очень неплохим организатором только-только начинавшегося в те годы машиностроения. 

 Два изобретения Модсли из множества, сделанных им, положили начало перевороту в заводской промышленности. Они помогли человечеству перейти от ремесленного, в основном ручного, труда к производству машин машинами, то есть станками, приводимыми в движение машинами-двигателями. 

 Много лет спустя этот переворот получил у историков название - промышленная революция 18 века. 

 Первое из двух важнейших изобретений Модсли - так называемый механический суппорт, устройство для очень прочного и в то же время подвижного крепления резца на токарном станке. Отныне токарь, вращая рукояти, мог с высокой точностью перемещать резец по вертикали и по горизонтали, подавать его вперед и отводить назад практически на любое, даже очень маленькое, расстояние. А как это делали до изобретения Модсли? Ведь токарное мастерство - одно из древнейших на земле. Изображения примитивных токарных станков дошли до нашего времени: они сохранились на стенах гробницы эпохи Древнего Египта. Позже устройства для точения - токарной обработки дерева и металла - распространились по всей Европе. На рисунках в этой статье вы видите некоторые из древних и средневековых станков для обработки заготовок точением с помощью резца. Но и в древности, и много позже главное в токарном деле совершалось вручную. Резец, острая кромка которого снимала слой материала с вращающейся заготовки, приходилось держать в руках. Для удобства токари придумали длинные держатели резцов, особые упоры для них. Но и с ними работать было очень трудно. Действуя ручным резцом, почти невозможно добиться при обработке правильной круглой формы обтачиваемой заготовки. Отсталая технология обработки материалов задерживала развитие техники. Джеймс Уатт, изобретатель универсального парового двигателя, долгое время не мог улучшить свою машину: не было станка, на котором можно было бы точно изготовить самые главные детали - цилиндр и поршень. Сохранилось письмо Уатта, с восторгом сообщившего своему другу, что наконец-то удалось подогнать поршень и цилиндр друг к другу так, что в зазор между ними еле-еле проходит... шестипенсовая монета! Такая точность в наши дни, когда металлические детали изготавливают с допуском в миллионные доли метра, вызывает улыбку. Но в 18 веке она считалась незаурядным достижением. Очень трудно было изготовить на старых станках болты и гайки к ним. Попробуйте-ка, держа резец в руках, нарезать на металлическом стержне точную винтовую резьбу. 

 Генри Модсли решил эти проблемы. Продольная и поперечная подачи резца обеспечивались его суппортом с высокой точностью. При этом рабочему не нужно было держать рабочий инструмент в руках. Впервые в истории обработки дерева и металла механическое приспособление заменило руку человека - в этом-то и заключалось значение изобретения Модсли. 

 Второе великое изобретение английского механика связано с историей развития парусного флота. 

 Конец 18 - начало 19 века. Парусные военные корабли и торговые суда Великобритании бороздят моря и океаны во всех частях света. А на верфях закладывают все новые барки и бриги, фрегаты и шхуны. Плавающим и вновь строящимся кораблям нужны мачты и паруса, ванты и фалы, стоячий и бегучий такелаж. И блоки для канатов - тысячи, даже десятки тысяч блоков, без которых не поднять паруса. Генерал-инспектор заводов английского королевского флота Самуэль Бентам заказал Генри Модсли машины, способные изготавливать блоки крупными партиями и с высоким качеством. 

 И Модсли выполнил заказ. В 1807 году, в самом начале прошлого века, заработала первая в мире станочная линия - технологическая цепочка из сорока трех специализированных деревообрабатывающих и металлорежущих станков. В движение их приводили две паровые машины, по тридцать лошадиных сил каждая. Получилась целая система машин, с помощью которой рабочие выполняли все операции, нужные для изготовления блока: от распиливания деревьев особо твердых пород - бакаута и вяза - до обточки бронзовых подшипников и нарезания резьбы на соединительных болтах. 

 Сэр Бентам был очень доволен. Но и он не знал, что блочные машины Модсли войдут в историю как самые первые станки, изготовленные с помощью других станков, стоявших в мастерских изобретателя.

 Машины, которые сделаны машинами! 

 Так началась история крупной машинной промышленности. 

 С этого же события берет начало и история станочных линий. 

 На этом можно было бы и завершить рассказ о Генри Модсли, талантливом механике, неожиданно для себя ставшем одним из зачинателей промышленной революции. Но, отдавая должное английскому изобретателю, я обязан напомнить вам и о многих других, может быть, менее счастливых и удачливых, но не менее талантливых механиках 18 - 19 веков. 

 Ученые не раз говорили, что великие изобретения и открытия никогда не принадлежат одному человеку. Они всегда - конечный результат усилий многих талантливых людей. История называет автором изобретения того, кому посчастливилось завершить общую работу. Так обстоит дело и с механическим суппортом. Теперь мы знаем, что идея крестового суппорта была известна во Франции до того, как Модсли в Англии создал свою конструкцию. Сходные механизмы разрабатывали и применяли многие другие изобретатели в Англии, Франции, у нас, в России. 

 Вы можете прочесть очень интересные книги о замечательных изобретателях - русских мастерах, создателях новых станков. «Личный токарь» императора Петра 1 Андрей Нартов, крепостные крестьяне заводчика Демидова братья Черепановы, многие другие русские механики создали десятки станков и механизмов удивительных конструкций. Но их изобретения не получили широкого применения в промышленности: в России того времени заводское производство развивалось медленнее, чем в Англии в годы жизни Генри Модсли. Поэтому изобретения Черепановых практически не вышли за пределы Урала, где их применяли на заводах, принадлежавших Демидову. Изобретения же Модсли получили мировую известность. 

 Но, отдавая должное английскому механику, мы всегда будем помнить о его предшественниках, современниках и последователях, о мастерах, труды которых легли в основание современного станкостроения.





Категория: Наука и техника | Добавил: Talabas07 (15.05.2015)
Просмотров: 1905 | Рейтинг: 0.0/0


Ags-metalgroup © 2018